Три блока мозга и как они работают.
Почему ребенок слишком утомляемый или гиперактивный?


Один из отцов-основателей современной нейропсихологии советский психолог и врач-невропатолог Александр Романович Лурия предложил выделить три функциональных блока мозга и до сих пор эта концепция используется в нейропсихологической практике и в профессиональном слэнге Вы можете услышать такие слова как «первоблочник» и «второблочник».

Первый блок мозга – энергетический.
Первый блок мозга получил название «энергетический» или «блок тонуса» - он отвечает прежде всего за процессы активации. Можно сказать, что именно в этом блоке находится наша кнопка «ВКЛ». Помимо этого, первый блок тесно связан с эмоциональной регуляцией, мотивацией, процессами памяти и внимания.

Ребенок, имеющий дефицит функций первого блока мозга подходит под характеристику «умненький, но вяленький». Он быстро утомляется, не способен к продолжительной когнитивной нагрузке. Этот тот самый случай, когда «ну ты же только что решал такую задачу!». Решал. Одну смог, а вторую – уже нет. Потому что мозг устал. И ребенок тоже.

У такого ребенка может не быть ни одной ошибки в первом предложении диктанта, но по три в каждом слове последнего предложения.

Для детей с дефицитами в первом блоке мозга также могут быть характерны повышенная тревожность, сложности в эмоционально-волевой сфере.

Первый блок мозга формируется в период с конца внутриутробного развития и до 2-3 лет. Это означает, что дефициты именно этого блока обнаруживают себя максимально рано. Уже в возрасте 2-3 родители могут обнаружить «что-то не то».
Второй блок мозга – информационный.
Ко второму блоку мозга относятся модально-специфические участки коры головного мозга, которые отвечают за прием информации от каждой из сенсорных систем(зрительная кора, слуховая кора и т.п.) и отделы, отвечающие за сопоставление информации, полученной по всем каналам и её первичную обработку. «Если что-то выглядит как утка, кричит как утка и на ощупь как утка – скорее всего это утка.»

Дефициты во втором блоке мозга протекают по принципу «смотрит в книгу – видит фигу».

Нарушение пространственных представлений может приводить к тому, что ребенок «теряет строчку» при письме, читает, пропуская строчки или целые абзацы. Ребенок с нарушениями второго блока может быть дискоординированным, неловким, испытывать проблемы с мелкой моторикой.

Возможны проблемы с письмом: замена букв на похожие или их зеркальные отражения, неразличение похожих на слух букв вроде «б-п», несоблюдение размера букв, наклона, трудности в различении и запоминании знаков, букв и цифр.

Второй блок мозга начинает развиваться позже чем первый и проблемы, связанные с дефицитами второго блока могут не обнаруживать себя вплоть до старшего дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста. У детей с нарушениями второго блока мозга неблагополучие замечают обычно позднее чем у детей с проблемами первого блока.
Третий блок мозга – блок контроля, планирования и регуляции деятельности.
«Утром я составляю планы, а днем делаю глупости» (Вольтер)

Программирование своих действий и целеполагание – основные процессы, которые обеспечивает третий блок мозга, включающий префронтальные и лобные отделы головного мозга.

Целевое поведение, т.е. такое, при котором каждое действие помогает достижению текущей цели, обеспечивается именно третьим блоком мозга. Произвольное внимание, т.е. умение сосредоточиться на том, что нужно, а не на том, что интересно здесь и сейчас – это тоже он, блок контроля и регуляции деятельности.

Зрелость этого блока обеспечивает способность слушать учителя и возможность выполнить задание быстрее чем забыть, какое задание выполняешь.

Нарушение в работе третьего блока мозга или незрелость лобных отделов приводят к пресловутым дефицитам произвольного внимания. Известный Синдром дефицита внимания и гиперактивности(СДВГ) – это как раз оно. Ребенок просто не может себя затормозить, не справляется с самоконтролем и простейшая задача удержания внимания на том, что говорит учитель, ему недоступна. Ребенок не может соблюдать правила. Не не хочет, а именно что не может, даже если очень старается.

На письме у таких детей могут появляться персеверации и антиципации(«застревание», проявляющееся в повторении букв или слогов), пропуски букв и слогов, упрощение слов, ошибки обозначения границ слов и предложений, большое количество орфографических ошибок – ребенок просто не может контролировать процесс письма одновременно с проверкой правильности написания. Ребенок может не замечать допущенных им ошибок.

Третий блок мозга – самый поздний. Если вдруг какие-то проблемы и замечают до школы, их обычно списывают на малый возраст и родители и часто – специалисты. Часто проблемы действительно нивелируются по мере взросления, но иногда – остаются и требуют коррекционного воздействия во вторую и особого отношения к ребенку в первую очередь.
Made on
Tilda