Школьная дисциплина
и детский мозг
Мише 4 года. Его рост – 92 сантиметра...
Мише 4 года. Его рост – 92 сантиметра. Таблицы роста и веса говорят, что средний рост мальчика в 4 года должен составлять 98 сантиметром. Обращаю Ваше внимание, что рост должен, мальчик никому ничего не должен еще. Но помимо таблицы, Мишина мама видит еще и его товарищей по группе детского сада. Игорь, между прочим, уже 106 сантиметров (родители Игоря познакомились на спортивных сборах баскетбольных команд).

Мишина мама решает, что надо действовать. Берет его за руки, папе предлагает мишины ноги и они его тянут в разные стороны. Чтобы, значит, длиннее был. Брюки мама покупает размера 104 – раз Игорь уже может такие носить, значит и Миша справится. Брюки волочатся по полу, но изобретательные родители находят выход – прибивают к мишиным ботинкам досочки толщиной в 10 сантиметров и брюки, аккуратно прикрывая досочки, до пола уже не достают.

До кнопки нужного этажа в лифте Миша не дотягивается. Но уже должен! Поэтому мама все равно отправляет его на лифте. В конце концов – подпрыгнет или подождет немножко и дорастет, осталось то буквально пару сантиметров. Периодически родители Мину ругают: «Игорь то вон, уже до звонка в дверь сам достает, а ты….!»

Абсурд? Но тысячи мам, которые делают именно так!

Произвольное внимание и способность к концентрации – это физиологические характеристики, отражающие зрелость мозга, подобно тому, как рост соответствует длине костей. Для того чтобы заниматься целенаправленной познавательной деятельностью, ребенок должен созреть, точно также, как его ноги должны вырасти, чтобы носить брюки следующего размера.

Но если шестилетняя Маша способна спокойно высидеть целый урок, внимая учителю, то семилетний Рома и подавно должен – именно так считают Ромины родители. И мама Рому ругает: «Опять отвлекался на уроке и всех отвлекал!». И дома она заставляет Рому сидеть ровно и спокойно, пока выполнение домашнего задания не будет закончено.

Что же делать?
1) Выбирать брюки по размеру и желательно с примеркой. Именно дозревание произвольного внимания и способности к концентрации должно быть критерием готовности к школе, а не умение читать, например. Если Вы собираетесь отдать ребенка в школу с 6 лет – специалист обязательно должен оценить его готовность к занятиям по этим и другим психофизиологическим, а не педагогическим критериям.

2) Эффективно использовать тот запас произвольного внимания, который есть. Сжечь черновики! Пусть лучше Рома один раз сосредоточится на тетрадке и сделает как сможет. В следующий раз будет лучше. При использовании черновика толку нет ни от первого ни от второго «прогона». В первом случае он понимает, что это «всего лишь черновик», во втором – он вообще расслабляется, потому что «осталось просто переписать». Концентрации в этом процессе – ноль.

3) Тренируйте навык или хотя бы не мешайте ребенку это делать. Когда ребенок сосредоточенно идет по тротуарной плитке, стараясь не наступить на полосочки между отдельными плитками – он занимается тренировкой концентрации. Расслабьтесь и выходите из дома заранее, если Вам надо попасть на место к определенному времени. Все игры из цикла «выигрывает тот, кто первый найдет на игровом столе заявленную позицию» (Сет, Ётта, Добль, Фрукто10 и т.п.) – они про то же самое.

4) Не требуйте от ребенка невозможного. Вообще не требуйте от него сверх необходимого. Если мама «для хорошего почерка» заставляет ребенка дома дополнительно прописывать по две страницы тренажера-прописи, остатков произвольного внимания не хватит на то, чтобы высидеть в школе 4 урока.

5) Правильные слова: «Я понимаю, что тебе тяжело сосредоточиться», «Я знаю, что тебе сложно собраться».

6) Неправильные слова: «А вот Машаааа…..», «Людмила Ивановна опять на тебя жалуется!»

Что еще важно при подготовке к школе, как оценить эту готовность и как помочь ребенку адаптироваться в школе.
Статьи
Made on
Tilda