Что такое адаптация
или
почему они НЕ МОГУТ учиться в первой четверти?
Память и внимание тесно связаны с эмоциями
Память и внимание тесно связаны с эмоциями. Лимбическая система пристально следит за тем, что она считает для нас самым важным.

Исследования, в которых испытуемым предъявлялись эмоционально-окрашенные стимулы наряду с нейтральными, показали, что последние запоминаются гораздо хуже, а спустя время практически вытесняются из памяти.

Если же человеку картинки или другие стимулы предъявлялись одновременно попарно – один эмоционально-окрашенный, а второй – нейтральный, то шансов запомнить вторые у человека практически не было – весь объем внимания и памяти мозг отдавал тому, что вызывало у него эмоциональный отклик.

А теперь представим себе первоклашку, впервые пришедшего в школу. Коктейль его эмоций ни разу не легкий молочный – это полсотни «ингредиентов», взболтать, смешать, снова взболтать и еще чего-нибудь добавить, опять перемешать и постоянно взбалтывать.

Новая форма, рюкзак и красивенный пенал, в котором стопиццот ярких карандашей. Огромный букет и та женщина, с первого раза не разберешь – добрая или строгая, но сразу видно, что главная. Школьная столовая обязательно в другом крыле и не очень понятно, что будет, если заблудиться – то ли с голода умрешь, то ли отведут к другой женщине, которая наверняка очень строгая и называется страшным и непонятным словом «директор». Даже папа, кстати, своего директора боится. А еще с тобой в классе тридцать разных человек – и та симпатичная девочка и тот парень, который раньше ходил с тобой в детский сад – Мишка сказал, что он занимается карате и «положит любого». И посадили его как назло рядом с той самой девочкой, а Мишка, твой друг Мишка, предал тебя, переехал и пошел в школу на другом конце города.

Родители и бабушки нагнетают: «Ты должен учиться на один пятерки!». За что ставят пятерки, никто при это не рассказывает. Как их добывать и не придется ли за пятерку драться с тем каратистом? И тут как назло – урок физкультуры. И ты уже готов драться с каратистом, папой, Мишкой и кем угодно, потому что разозлился на проклятые пуговицы, которые еще надо расстегнуть, и шнурки, которые надо завязать, а звонок уже трещит над твоим ухом. Ну не застегивал ты никогда пуговицы на время! И эта необходимость укладываться в определенное время здорово нервирует.

Эмоции первоклашки нельзя сравнить даже с тем, что испытывает невеста в день свадьбы или каждый из нас в первый рабочий день на новой работе, - у семилетки радость от нового рюкзака сильнее, чем у невесты от её платья, а тревога неизвестности затмевает собой воодушевленность от нового статуса школьника.

У букв, цифр и информации на доске шансов быть запомненными просто нет. Они не дарят радость и не несут угрозу. Какие тут буквы – разобраться бы со столовой и физкультурой.

Пока ребенок не адаптируется, то есть его эмоциональный фон не выровняется, требовать от него какой-либо учебы – абсолютно бесполезно. Он не может, физически не может воспринимать нейтральные буквы и цифры до тех пор, пока вокруг такое количество стимулов, вызывающих у него всю палитру эмоций – от восторга до ужаса.

Маме неймется с вопросом «ну как там мой?» и учительница отвечает на него чистую правду: «невнимательный, сосредоточиться не может». Он действительно не может, мама! Учительница не сказала «не хочет», обратите на это внимание.

Дома первоклассника ругают: «Ну что ж ты такой невнимательный!». Это, конечно, помогает… Расти тревожности! Я еще не успел со всем разобраться, но мне уже дают понять – у меня что-то не получается. Сосредоточиться он честно пытается, но возросшая тревога мешает ему теперь еще больше, а невозможность выполнить требование «быть внимательным» вызывает новый виток тревожности.

Замкнутый круг? Что делать родителям?
1) Понять, что задача первой четверти – адаптация. Не алфавит, не счет до десяти, не поделки по технологии, а адаптация: знакомство со школой и её правилами, проживание всех испытываемых эмоций, осознание и принятие себя в новом, школьном, статусе и усвоение нового режима твоей жизни.

2) Не надо убирать рюкзак на самую дальнюю полку «Это к школе!». Да выдайте Вы ребенку портфель хотя бы за неделю до – пусть ходит с ним по дому и рисует новыми карандашами, не сточит он их за неделю, честное слово!

3) И форму, и рюкзак, и обувь с бантиками выбирайте вместе с ребенком. Обсуждайте, показывайте варианты, давайте ему право высказывать мнение и выбирать. Все вещи, которые его ждут он должен увидеть не утром первого сентября, а заранее. И снова есть смысл походить в этом по квартире – хотя бы школьные туфли чуть разносить, чтобы не было неприятных сюрпризов в первый день в школе.

4) Тревога рождается в первую очередь неизвестностью. Рассказывайте! Рассказывайте все что знаете: как будут звать учителя, где будет столовая, сколько будет уроков, когда будут забирать, что такое продленка и почему не надо бояться директора.

5) Рассказывайте о том, как мама и папа были школьниками. Покажите свои школьные фотографии, если остались, поведайте любимые школьные истории, вспомните свою первую двойку и эмоции по этому поводу. Ребенок должен понять, что все ходили в школу, все хоть раз получали двойку и при этом выжили. Смотрите вместе фильмы про школу, обсуждайте их и отвечайте на все появляющиеся вопросы.

6) Заранее прокачайте не скорость чтения и устного счета, а все важные бытовые навыки: умение застегивать пуговицы и завязывать шнурки, аккуратно есть, пользоваться общественным туалетом(да, это тоже важно) и способность обратиться за помощью к незнакомому взрослому, если вдруг отстал от класса.

7) В первые школьные недели ни учителю, ни ребенку не задавайте вопроса «Ну как?». Учителя вообще пока не мучайте, а правильные вопросы ребенку звучат так: «Что было интересного? Понравилось? Испугался? Успел? Расстроился? Переживал? Красивая?». И не удивляйтесь тому, что самым интересным была столовая. Еда, знаете ли, мощный эмоциональный стимул. )))

8) Помогайте ребенку пережить, проговорить и обсудить все его эмоции. Не успехи, не оценки, не неудачи, но только его эмоции по всем этим поводам.

9) Сообщайте ему о своей любви. В этот период ребенку как никогда надо быть уверенным в том, что мама и папа его любят. Больше обнимайте, чаще говорите о любви, проводите больше времени вместе хотя бы в выходные.

10) Оценивать внимательность, способность к
концентрации и школьные навыки можно не раньше, чем в начале второй четверти. ДО этого момента всё зависит исключительно от созревания эмоционально-волевой сферы и уровня эмоционального интеллекта.
Статьи
Made on
Tilda