Откуда берутся взрослые прокрастинаторы?
Из детства!
Откуда берутся взрослые прокрастинаторы? Из детства!

Ребенок идет первый раз в первый класс. К 1 сентября хорошая мама должна выбрать самый ортопедически правильный рюкзак, красивый букет и сделать те самые фотографии, без которых детский альбом был бы не полон.

2 сентября хорошая мама садится рядом с ребенком и начинает учить с ним уроки. Ну он же только первоклассник еще. Тут подсказать, там проконтролировать – сами понимаете.
Здесь ленится и балбесничает – можно и со скалкой над душой постоять.

В какой-то момент ребенок хорошей мамы начинает «делать уроки сам». Условную скалку в свои руки заполучает учитель. Именно он теперь контролирует и оценивает результаты домашней работы. Мама может контролировать оценки, которые выставляет учитель, который контролирует выполнение домашнего задания. Эдакая скалка второго уровня.

Потом ребенок, как и положено ребенку хорошей мамы, поступает в ВУЗ. Там домашняя работа так строго уже не проверяется. Что-то сделал, что-то не очень, главное, чтобы перед экзаменом успел в последнюю ночь что-то выучить, а что-то на шпаргалку переписать. Простите, конечно, я имела ввиду найти нужные странички и сделать закладки в браузере телефона.

И опять, казалось бы, ничего страшного – все мы так ночами готовились, и трудами многих поколений студентов эти ночные бдения получили окраску романтическую, а ничуть не отрицательную. Если ночами не учил – считай, не видал ты романтики студенческой.

Потом – вручение диплома и приходит такой человек на работу. И работает, между прочим, хорошо. Потому что есть начальник, есть дедлайн и есть та самая скалка, которая по цепочке мама-учитель-сессия теперь добралась в руки отдела начисления премий.

Но без скалки, по собственному желанию, сделать что-то этому выросшему ребенку очень сложно. Он давно хотел похудеть, пойти в спортзал, сделать генеральную уборку по фэншую/флайледи/Мари Кондо, выучить еще один иностранный и научиться танцевать латину, но либо не делает ничего, либо ходит на разные курсы самоорганизации и тайм-менеджмента. Узнаёт, как заставить себя худеть/ходить/убирать/учить.

Он наркоман. Он с детства, со второго сентября первого класса посажен мамой на углу внешней мотивации. Ему нужна скалка. Он так привык. Скалка как символ внешней мотивации стала для него необходимым атрибутом плодотворной работы. Без неё и строгого дедлайна ему неуютно и непродуктивно. И в самом лучшем случае он, взрослый вроде бы и зрелый человек, начинает искать методики и способы работы над собственной мотивацией, учится ставить цели, разбивать их на задачи и рисовать себе свои собственные дедлайны.

Как выход? Оставить ребенка один на один с домашним заданием прямо 2 сентября? Хороший вариант, но так звание мамы высокой культуры быта, простите, родительства, не получишь. Ребенку надо дать те самые инструменты поиска мотивации, целеполагания и самоорганизации, которые ему нужны.

Обсудите с ним объем домашнего задания, узнайте, когда он хочет им заниматься, спросите, какая у него сегодня задача и за какое время он собирается с ней справиться. Расскажите ему, что слона надо есть по кусочку, а лягушку глотать по утрам – поделитесь с ним теми механизмами организации самого себя, которые пригодятся ему потом, после сдачи самой последней сессии.
Внимание! Не надо стоять со скалкой и контролировать, усвоил ли ребенок те истины, которые Вы ему рассказали. Ваша задача – их дать. А он их обязательно возьмет – сейчас или потом, когда сочтет нужным. Это не школьная форма и мала никогда не станет.
Статьи
Made on
Tilda