Кто такой нейропсихолог?
Нейропсихология – это научная область на стыке психологии и физиологии, которая изучает, какие зоны и процессы в головном мозге обеспечивают когнитивные (иногда их называет познавательные) функции: восприятие(или гнозис), мышление, память, внимание, праксис, речь, а также эмоции.
На самом деле эти сложные процессы подобно тому, как дом сложен из кирпичей, состоят из более простых функций. Нейропсихологи диагностируют состояние каждого из таких «кирпичиков» и предлагают варианты нейрокоррекции. Она позволяет улучшить дефицитарные(это почти то же самое, что дефицитные, но звучит умнее) функции и укрепить «слабые» места, чтобы дом не шатался, а ребенок разговаривал и успешно учился.
В качестве примера разберем речь и функциональные кирпичики, из которых она состоит:
Слуховое внимание
– способность в принципе сосредоточиться на звуке и переключиться на нужный прямо сейчас звуковой поток. (функция отключаться от ненужного звукового потока развивается ближе к подростковому возрасту и достигает своего пика после свадьбы – почти шутка).
Фонематическое восприятие
– дифференцировать(то же самое, что различать, но я снова выбрала слово понаучнее) отдельные фонемы языка, чтобы иметь возможность отличить слова мама-папа-баба друг от друга. Взрослый человек различает только фонемы родного ему языка – те, которые имеют значения в этом языке. Именно поэтому, например, мы не слышим разницу между знаменитыми «носовыми» звуками французского языка, а японцы не отличают «с» от «ш».
Мышление
– я думаю, что без лишних комментариев понятно, что это один из важнейших кирпичиков в обсуждаемом доме
Слухоречевая/слуховая память
– пожалуй, вместе с мышлением можно считать даже не кирпичом, а фундаментом.
Моторное планирование
– чтобы что-то сказать, мы создаем сложную последовательность моторных актов. Мозг отдаёт команду речевому аппарату, чтобы тот «знал», в каком положении в каждую следующую секунду будут находиться губы, язык, что будет делать дыхание и т.д.
Межполушарные связи
Названия предметов «находятся» у нас чаще всего в одном полушарии, а зона, которая отвечает непосредственно за говорение – в другом. Если связь между полушариями нарушена – будут проблемы.

и т.д.
Повреждение любого из таких кирпичиков может приводить к задержкам речевого развития и тяжелым нарушениям речи.

Аналогичным образом из кирпичиков состоят разные школьные навыки: чтение, письмо, способность овладеть арифметикой и т.д.
К нейропсихологу можно и нужно обращаться если ребенок:
1
не может сосредоточиться
2
не умеет справляться с эмоциями
3
имеет речевые нарушения
4
быстро утомляется
5
гиперактивный
6
или слишком медлительный (все родителям не так )
7
невнимательный
8
испытывает сложности с освоением школьной программы, с обучением чтению и письму.
Нейропсихолог диагностирует состояние всех кирпичей и предлагает решение существующих проблем, как правило, в двух направлениях:

1) Как скорректировать дефицитные функции

2) Как сделать так, чтобы хорошо развитые функции «помогали» отстающим выполнять их обязанности.
Наталия Романова-Африкантова
Детский Нейропсихолог
Made on
Tilda