Нейропсихологическая диагностика.
Как заглянуть ребенку в мозг?
Раньше я уже успела рассказать о том, чем занимается нейропсихолог. Сложные когнитивные процессы он раскладывает на отдельные функциональные кирпичики и анализирует состояние этих кирпичиков – крепки ли, ровные ли, качественный ли цемент взяли в качестве связующего.

Но как он это делает? У него есть такой специальный волшебный шар и пара магических заклинаний, после произнесения которых в стеклянном шаре появляется картинка.

Шучу. Нейропсихолог может творить еще более волшебные вещи, потому что в своей диагностике он не использует ни хрустальные шары, ни другие методы нейровизуализации.

Нейропсихолог может, конечно, попросить у Вас заключения врачей – невролога и психиатра, а также результаты диагностических обследований, если врачи их назначали – ЭЭГ, МРТ и другие аббревиатуры. Это не обязательно, но косвенно помогает определиться с тем, какие функции надо исследовать особенно пристально, поэтому я советую заранее приготовить нужные медицинские документы.

Ребенка готовить к диагностике специально не надо. Он должен быть в своем самом обычном, среднем состоянии. Постарайтесь, чтобы ребенок не хотел есть/спать/писать, наденьте на него легкую удобную одежду. Диагностику дошкольника не стоит назначать на время непосредственно перед дневным сном и на вечер. День накануне дня рождения, когда ребенок думает только о предстоящем празднике – не лучший день для встречи с нейропсихологом. На следующий день после серьезных соревнований/сложной поездки/активного отдыха диагностику тоже лучше не назначать.

Диагностика проводится в светлом проветриваемом кабинет. Практически пустом. Многочисленные игры, игрушки и пособия (у нейропсихолога их больше чем в среднем детском магазине) хранятся в закрытых стеллажах или вне кабинета. Ребенка ничего не должно отвлекать, а большое количество интересных и ярких стимулов может помешать установить статус внимания ребенка.

Сначала нейропсихолог опрашивает родителей – собирает жалобы и анамнез. Это слово означает историю пациента – как родился, как развивался, в каком возрасте начал переворачиваться/ползать/ходить, когда заговорил и прочие вопросы, которые обычно задают бабушки и нейропсихологи.

Пока родители беседуют со специалистом, ребенку обычно предлагается небольшое количество игрушек, чтобы понаблюдать за ним в свободной игре.

После этого начинается непосредственно диагностика. Специальные диагностические задания подобраны таким образом, чтобы сделать выводы о состоянии отдельных функций. Группы заданий составляются так, чтобы отличаться друг от друга только участием/неучастием определенной функции или их модальностью.

Модальность означает принадлежность к одной из сенсорных систем – зрение, слух, осязание и т.п. Нейропсихолог оценивает отдельно зрительную память, отдельно – слуховую и разные виды внимания аналогично.

В результате диагностики нейропсихолог определяет статус зрелости каждого компонента когнитивных функций и соответствие этого статуса возрасту ребенка, выдает нейропсихологическое заключение и рекомендации.

Какие бывают диагностики и причины их проведения?

3-6 лет

Обычно в этом возрасте обращаются к нейропсихологу в том случае, если ребенок имеет речевые нарушения, задержку психического развития, явным образом отличается от сверстников, раскоординирован, плохо чувствует свое тело, проявляет другие признаки неблагополучия

6-7 лет

Самое время провести углубленную диагностику готовности ребенка к школе. Оцениваются уровни развития:

  • Социально-коммуникативного
  • Художественно-эстетического
  • Познавательного(внимание, память, мышление).
  • Физического(нейромоторного)
  • Организации произвольной деятельности

Такое заключение помогает выбрать год начала обучения для осенних и зимних детей, школьную программу, предсказать возможные трудности и предложить программу подготовки к школе. Не научить ребенка читать и писать, а функционально подготовить его таким образом, чтобы он мог сам успешно учиться всему тому, чему будут учить его в школе.

7-12 лет

Трудности в освоении школьной программы, неусидчивость, невнимательность, неспособность самостоятельно выполнять домашнее задание становятся причинами обращения к нейропсихологам родителей младших школьников.

Специальные диагностические батареи позволяют определить, не страдает ли ребенок специфическими нарушениями освоения чтения и письма: дислексией/дисграфией/легастенией.

Кроме вышеперечисленных вариантов комплексных диагностических батарей существуют специализированные методики для глубокой диагностики отдельных функций: например, зрительного восприятия или нейромоторного статуса.

С 5,5 лет и далее может проводиться диагностика левшества, если возникают затруднения с определением ведущей руки, в том числе, чтобы решить, при помощи какой руки ребенок будет осваивать письмо.
Made on
Tilda