Как научить ребенка писать – всем известно. В подготовительной группе надо купить прописи для дошкольников. И писать. Если в 1-2 классе проблемы с почерком продолжаются – надо купить еще прописей, потом еще немного прописей и тренажер для письма. И писать. 1 страницу или 30 минут в день. И будет счастье. И почерк.
Не будет.
Во-первых, если проблема в созревании одной из функций, участвующих в формировании навыка письма, то пока она не сформируется – ничего не получится. В лучшем случае Вы закрепите неправильный навык, дефективный, где на каком-то из этапов письма одна функция берет на себя задачи другой, не сформированной. И даже после её формирования автоматизированный уже навык на правильный сам по себе не поменяется.
Во-вторых, прописи учат не письму, а… списыванию! Срисовыванию. Ребенка можно замучать прописями и получить даже что-то похожее на красивый почерк, но, как только основная задача письма сменится с прописей на диктанты, конспекты, сочинения (когда надо писать со слуха или записывать собственные мысли) – этот красивый почерк «уедет», потому что он – ещё не навык письма.
В-третьих, если бы много прописей помогали, лучший почерк был бы у врачей. А он у них сильно так себе после миллиона написанных ими страниц.
Как правильно?
Для того, чтобы записать какую-то фразу, например, со слуха, ребенку надо:
- различить звуки произнесенной фразы
- вспомнить образ буквы
- написать её в тетрадь
- повторить N раз и записать строчку целиком
- в процессе думать о правилах или смысле текста
1. Звукоразличение
За этот этап отвечает фонематический слух. Проблемы с фонематическим слухом как правило сопутствуют детям, имеющим логопедические проблемы. Именно поэтому столько внимания уделяется звукопроизношению в дошкольном возрасте и специалисты всегда говорят, что их необходимо решать до начала обучения ребенка чтению(вот это не всегда обязательно) и письму(а вот это весьма желательно).
В качестве игры для развития фонематического слуха можно выбрать задания, где ребенку надо найти ошибку. Пример взят из пособия А.Х. Бубновой «Развитие речи»:
• К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).
• У дедушки на груди педаль (медаль)
• Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
• На асфальт упала лень (тень)
• Из трубы идет дом (дым)
• В океане живет кит (кот)
• Спит на заборе кит (кот)
• Дедушка с пасеки принес лед (мед)
• Над чайником шар (пар)
• Любит кушать шубу соль (моль)
• Моряки зашли в торт (порт)
• У слона вместо носа робот (хобот)
• Наступил новый пень (день)
• В лесу течет печка (речка)
• Жучка доедает будку (булку)
• Орехи в дупло несет булка (белка)
• Папа в трамвае взял жилет (билет)
• На пальме растут бараны (бананы)
Другая игра – вы договариваетесь с ребенком, что он должен хлопать, когда услышит звук «л»(«р», «м», «п» и т.д.) Мама произносит слова, а ребенок хлопает в нужный момент.
В обе игры можно играть в любое время, в очереди, в машине и где угодно.
Внимание! Если игра вызывает у Вашего ребенка затруднения – обязательно обратитесь к логопеду.
2. Образ буквы.
За этот и следующие этапы отвечает ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, включающее в себя несколько самых главных функций, созревание которых необходимо для успешного письма.
2.1. Зрительно-пространственное восприятие и узнавание.
Для малыша это игры про узнавание предмета по контуру, геометрическое лото, поиск изображений среди наложенных друг на друга и так далее.
В нашем случае лучше иметь дело с образами и изображениями букв. Повесьте в квартире доску для рисования мелом или маркером и договоритесь с ребенком о «шифре»:
Буква «А» - мамочка, дай, пожалуйста, попить
Буква «Б» - завтрак готов, садись, пожалуйста
И так далее. Можно брать 5-7 букв и раз в неделю менять шифр.
Спустя время усложняем задание (кажется, папа разгадал наш шифр): рисуем только половину буквы(по горизонтали или по вертикали), пишем букву пунктиром, пишем отдельный элемент буквы.
2.2. Зрительная память.
Почему-то в нашей образовательной традиции главный способ развития памяти – это изучение стихов наизусть. Учить стихи и говорить, что это «развивает память», все равно что делать упражнение на правую ягодичную мышцу и называть это фитнессом. Видов памяти гораздо больше, чем тренируется стихами, но в данном случае нас интересует зрительная.
Можно играть в «мемори», а можно каждый вечер просить ребенка запомнить расположение баночек и бутылок на полке в ванной, а утром ответить на вопрос «что изменилось?». Это сложнее, но и важнее, чем игра в мемори, потому что долговременное запоминание имеет большее значение, чем кратковременное.
3. Запись буквы
3.1 Зрительно-моторная координация.
Я знаю пароль! Я вижу ориентир! Но попасть туда не могу. Не созрела зрительно-моторная координация. Ребенок целится ручкой в строчку, но не попадает - ошибка происходит на одном из этапов передачи информации глаз-мозг-рука.