Что делать, если ребенок хочет бросить кружок или секцию?
Вопрос постоянный, регулярный, болезненный для родителей
Вопрос постоянный, регулярный, болезненный для родителей. Дима Зицер считает, что надо позволить ребенку бросить кружок и выбрать другой. Ему приводят примеры «вечных перебираторов», которые и после школы не задерживаются нигде дольше года.

Моя бабушка считала, что «любое дело надо доводить до конца». Примеры детей, которые ненавидят «скрипочку», на которой были вынуждены «пилить» годами, даже приводить не надо. Мой папа, сын этой бабушки, научился, действительно, доводить дело до конца. Правда, бросать опостылевшее и никому уже не нужное – не научился.

Где находится золотая середина? В поиске причин, по которым ребенок хочет уйти из кружка или секции.

Почувствуйте разницу:

- Мама, я ненавижу музыкалку!

и

- Мам, Элеонора Семеновна на меня кричит все время, это невероятно обидно. А из-за ее крика я все-время чувствую неуверенность. И ещё я боюсь академических концертов – мне страшно выходить на сцену. Но играть мне очень нравится. Только в музыкальную школу ходить уже не хочется.

Чем отличаются эти два ребенка? Уровнем развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это прежде всего умение осознавать свои эмоции, называть их и отделять одни от других. Не «мне что-то не так», плавно растущее в «ненавижу», а мне «страшно/скучно/грустно» и т.д.

Если эмоционального интеллекта ребенка не хватает на то, чтобы разложить свои эмоции на составляющие, то мама может помочь ему определить, в чем же дело – в скрипке, в Элеоноре Семеновне, в страхе или скуке. Но для этого высоким эмоциональным интеллектом должна обладать мама.
Вторая составляющая ЭИ – это умение определять и дифференцировать эмоции других.

Если ни ребенок, ни мама определять чувства не умеют – они остаются наедине с детским «ненавижу», с которым совершенно непонятно, что делать то. Бросить можно, конечно, но куда потом идти, если так и не выяснили причину ненависти? Что искать взамен? Более мягкую учительницу? Спорт вместо музыки? Занятия один раз в неделю вместо пяти? Как не попасть в другое «ненавижу»?
Что можно сделать в этой ситуации?

- Попросить ребенка не рубить с плеча – назначить четкий срок, в течение которого решение будет принято. Обычно месяца бывает достаточно.

- Разговаривать с ребенком о том, что он чувствует – прямо с момента выхода из дома на кружок, по пути, на занятии и на обратном пути. Бывают случаи, что причиной детского «ненавижу» становится слишком утомительная дорога.

- Если ребенок называть свои эмоции не умеет – называйте их вы, а он пусть соглашается или отрицает. Гнев, страх, раздражение, скука….

- Постарайтесь для каждой эмоции найти причину. Подозреваете, что причина скуки не в предмете, а преподавателе? Возьмите пару частных уроков у другого педагога. Иногда ребенку, который «ненавидит хореографию», хотя сам очень хотел танцевать, надо просто сменить станок на акробатический рок-н-ролл, более энергичный танец и высокий темп немедленно поменяют "ненавижу" на "обожаю".

- Будьте внимательны с экстравертами и социофилами. Наличие друзей, компании и возможности общаться во время занятий для них может быть важнее предмета и учителя. Это как раз те, кому «за компанию и хлорка творог».

- Ребенок бросает все подряд, как только начинается серьезная работа или рутина? Это тоже нормально. Внешнюю мотивацию(положительную!) можно использовать на этом этапе до достижения ребенком первых значимых результатов. Дальше либо возникшая внутренняя мотивация победы/достижения справится сама, либо придется всё-таки искать то занятие, где именно для вашего ребенка рутина будет стоить того.

- Иногда временная(!) внешняя положительная(!) мотивация помогает ребенку просто пережить тяжелый момент. Устал, много контрольных сразу в школе и музыкальной школе, весенний авитаминоз и зимняя спячка одновременно. Родители могут просто помочь пережить такой момент, когда бросить хочется сразу все, включая школу. Дать ребенку возможность отдохнуть, пообещать что-то приятное в конце четверти, писать ему приятные записки и раскладывать их в детские карманы, приготовить его любимое блюдо, устроить выходной среди недели и просто почаще ребенка обнимать.
Статьи
Made on
Tilda