Почему раннее знакомство с цифрами и буквами – вредно?
А теперь обещанное мною про цифры и буквы...
Итак, самое главное: наш мозг по-разному обрабатывает изображения и знаки(буквы, цифры, условные символы). Иначе двигаются глаза по странице/экрану, показывают активацию разные участки мозга, задействованы разные нейронные пути и схемы обработки информации.
Почему это важно для нас? Потому что ребенок, которому предложили знаки раньше, чем его мозг дозрел до их обработки, начинает воспринимать их как изображения и обрабатывать соответствующим образом.

1) Ребенок запоминает рисунок буквы «А», а не знак «А», который может быть прописным, заглавным, курсивным, строчным, написанным разными шрифтами и цветами. Так, исследования движения глаз при чтении показывают, что у детей, обрабатывающих знаки как изображения, скорость чтения из-за изменения шрифта/начертания страдает сильнее, чем у их ровесников, которые символы воспринимают как символы.

2) Согласно экспериментальным данным, дети, обрабатывающие буквы как рисунки, при чтении текстов устают быстрее. Правильно сформированный навык всегда более энергетически эффективен.

3) Слишком раннее знакомство с цифрами в позднем дошкольном и младшем школьном возрасте может оказывать негативное влияние на развитие чувства числа, умение считать с переходом через десяток, записывать и читать большие числа. Ребенок запомнит цифру не как знак, имеющий значение и могущий иметь несколько значений, а как рисунок/предмет. Яблоко – это яблоко. Если поставить яблоко, а за ним грушу и персик, они останутся яблоком, грушей и персиком. Они могут стать «фруктами» или «компотом», но яблоко останется только яблоком. А вот поставленные подряд «123» - это уже «сто двадцать три». Но ребенок не усвоил «1» на уровне знака, он запомнил такую же картинку, как яблоко, и для него «123» остаются «один-два-три» или «цифрами». Не превращается «один» в «сто» никак.

4) «Ранняя математика» - это больше/меньше, пирамидки и матрешки. И не надо говорить «мой уже давно собирает». Купите матрешку на 18 вложений – я сама её с первого раза собрать не могу. )))

5) Аналогичная ситуация с буквами, которые могут иметь несколько значений. Раннее чтение на родном языке может задерживать обучение чтению на иностранном. Мозг не верит, что «Н» могло стать «Х». )))

6) Хуже раннего обучения буквам может быть только «квазичтение» - ранее обучение чтению целых слогов или небольших слов. Оно же – «глобальное чтение». Ребенок запоминает в качество картинок не отдельные буквы, но целые слоги или даже слова и в дальнейшем единицей чтения для него становятся именно они.

7) Такое восприятие закрепляется и в дальнейшем приводит к «угадывающему чтению», когда читающий «ищет» знакомые ему сочетания в словах текста. Исследования движения глаз показывают, что маршрут глаз такого читателя может быть длиннее, чем у читающего посимвольно, в несколько раз!

8) Посимвольное чтение в пределе всегда быстрее глобального. Читающий посимвольно начинает обработку возможного значения следующего слова с того момента, как в область его периферического зрения попали первые буквы нового слова. «Глобальному» читателю надо перевести взгляд на следующее слово полностью, чтобы начать обработку.

9) Внимание! Описанное верно для исследований на материале русского языка. Исследования других языков могут отличаться. В частности, преимущества посимвольного чтения не так очевидны в английском. Возможно, причина в сложных правилах чтения, когда значение буквы может зависеть от последующих букв. Для языков, использующих иероглифы, результаты тоже отличаются от русского. Вероятно, чем меньше среднее количество букв в слове языка – тем меньше выигрывает символьное чтение у глобального.

10) «Он сам захотел!». Он сам захотел в том случае, если для освоения букв ему хватило вывесок на улице и текстов в книжке шрифтом «для чтения взрослыми детям». Если же в 1,5-4 года, в период значительной чувствительности к зрительным стимулам и изображениям, у ребенка самыми яркими игрушками были звуковой плакат, красивые кубики с буквами и цветными картинками, сто пять азбук «с пеленок» и т.п. – это не он сам. Это ему пришлось.

11) Пункт 10 не отменяет того факта, что 20% детей в 4 года показывают зрелость зрительной дифференцировки, достаточную для чтения. Вероятно, какой-то процент детей готов к этому и раньше. Проблема в том, что определить эту готовность маме без специалиста практически невозможно. Примитивный вариант: если ребенок не запомнил букву с третьего предъявления и/или если ребенок называет букву на кубике/плакате, но не узнает её же в другом начертании в книге/вывеске – значит точно не готов! ДАЖЕ ЕСЛИ ЕМУ ПЯТЬ! До семи имеет полное право, но в шесть имеет смысл провести диагностику зрительного восприятия.

12) Внимание! Исследования проводились на выборках нейротипичных детей, без диагностированных особенностей в развитии. Дети с расстройствами аутичного спектра(РАС), тяжелыми нарушениями речи(ТНР), задержками развития разного генеза требуют отдельного рассмотрения.

13) Важно! Запрет на обучение чтению детей с логопедическими проблемами вплоть до их окончательного разрешения не всегда обоснован. В частности, дети с системным недоразвитием экспрессивной речи (моторной алалией) показывают речевой прогресс при освоении ими чтения (если зрительное восприятие дозрело до чтения, конечно). Правильный путь необходимо обсудить с дефектологом/логопедом/неврологом Вашего ребенка.

14) При этом важно знать, что слишком ранее знакомство с символами, знаками, обучение чтению, может быть причиной речевых нарушений в позднем дошкольном и младшем школьном возрасте. Механизм их возникновения сейчас обсуждается.
15) Ещё мнения:

Марьяна Безруких, директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор:
«Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения».

Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО):
«В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему».

Татьяна Черниговская, психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ:
«Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача»

Ольга Исаенко, детский психолог, кандидат психологических наук:
Если ребенка интенсивно обучать чтению в 3-4 года, это приведет:
- К энергетическому истощению мозга, обкрадыванию участков, обеспечивающих движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит скорее всего останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений: ребенок в 7-8 лет не умеет прыгать или с трудом спускается по лестнице.
- Дефицит энергии также может вызвать заикание, нарушение речевого развития, нарушение эмоциональной сферы (капризность, агрессивность).
- Образы букв, сформированные без должной опоры на моторику и пространственное восприятие, долго будут оставаться рисунками, а не символами, и, значит, переход к беглому чтению затянется.
- Плохо развитые связи между левым и правым полушарием приведут к самым разным школьным проблемам и к проблемам с поведением.»

Что делать с ребенком в раннем возрасте? Развивать те навыки и функции, которые соответствуют текущему сензитивному(чувствительному) периоду. Речь, сенсорное развитие, моторное(!!!) развитие, эмоциональный интеллект и социальные навыки.
Бегать, прыгать, ползать, танцевать, лопать мыльные пузыри, собирать пирамидки и матрешки, лазать и перелезать, играть в ролевые игры с мишками, машинками, куклами и братьями/сестрами. Слушать (а не читать!) книги и музыку.
Статьи
Made on
Tilda