Знания или оценки?
Когда появляется цель передать кому-либо знания и навыки - возникает образовательный процесс и проблема контроля немедленно встает в полный рост подобно тому, как сотрудник ГИБДД телепортируется к твоей машине сразу же после того, как ты припарковался в неположенном месте.

Учитель учит, дети учатся и качество этого процесса необходимо проверять. Хорошо ли учит? Всё ли усваивают? Проверочные, самостоятельные, тесты, контрольные и ЕГЭ с прочими ГИА, не будь они к ночи помянуты, придуманы для того, чтобы контролировать процесс и результат. Оценивать учеников и проверять учителей.

Совершенных способов контроля не существует. Все они – в чем-то компромисс. Давайте будем честными – объективного способа сравнить знания и навыки двух людей не существует, а каждый метод проверки будет иметь свои недостатки.

Родители школьников воспринимают контрольную как абсолют. За 11 лет собственного обучения мы прочно усвоили, что «пять-это отлично, четыре-хорошо, два-домой_можешь_не_приходить». Учитель при этом не может забывать еще и о том, что оценка ученика – это характеристика его работы. Чувствуете подвох? Не знания ученика, а его оценка является тем критерием, по которому судят о работе учителя. А родители судят о школьной успешности чада.

И происходит невероятное. Цель получения знаний и навыков подменяется целью получить нужную оценку. Учебный процесс со стороны учителя и родительский контроль имеют своей целью не «чтобы знал и мог», а чтобы «правильно ответил». И дополнительное образование включается в эту гонку с удвоенной силой и реактивным ускорением. Не «кружок математики», но «кружок олимпиадной математики» - чтобы, значит, мог на олимпиаде себя показать. Не «репетитор по литературе», а «репетитор по подготовке к ЕГЭ».

Целью становится оценка, которая в реальности имеет свою значимость крайне непродолжительное время – от суток для оценки за самостоятельную работу до двух месяцев для баллов за ЕГЭ (продолжительность поступательной кампании).

Собственно знания и навыки – то, что было первоначальной целью обучения и будет нужным всю жизнь, уходит на второй план.

Каждое изменение формы приема экзамена при этом вызывает панику. Введут сочинение? Уберут сочинение? Сколько частей будет в ЕГЭ? Устный экзамен или письменный? Учили то не литературу или биологию – учили методическое пособие по подготовке к ЕГЭ.
Родители и школы альтернативного образования, обратившие на столь странный факт свое внимание, иногда впадают в другую крайность: «оценка не важна, важно знание», «оценка и сравнение унижают личность», «главное – психологический комфорт». Правильные, казалось бы, тезисы, но в ВУЗ/колледж все равно поступать, собеседования проходить, со сравнением и оцениванием в жизни сталкиваться и свои знания демонстрировать придется.

Где золотая середина? Помните, мы начали с того, что первоначальная цель – получение знаний и навыков?
Так вот: отдельный, метапредметный, крайне важный, необходимый и первостепенный навык – это умение показывать свои знания в любой из требуемых модальностей. Сочинение по биологии? Ок! Аудирование по математике – заверните, дайте два! Тест по ИЗО? Тоже можно.

Необходимо не судорожно в 11 классе готовиться к ЕГЭ или читать сборник задач в ночь перед контрольной, но все школьные годы тренировать навык «выдачи знаний» в самых разных формах. Совместимо ли это с обучением по одной из стандартных школьных программ? Да, конечно!
Статьи
Made on
Tilda